Аутстаффинг персонала
В юридической терминологии «аутстаффинг» расшифровывается как «процедура вывода персонала за штат». Следует отличать его от аутсорсинга («внешний источник» дословно в переводе с английского). Последний предусматривает использование в производственной или бизнес-деятельности работников со стороны. А аутстаффинг («за штат, внештатный» с английского) направлен именно на документальный перевод своих сотрудников в другую компанию. При этом они остаются работать на прежнем месте, но заключают свои трудовые договоры с посреднической организацией, так называемым аутстаффером. Другими словами, аутсорсинг предусматривает передачу определенных функций, а аутстаффинг – сотрудников.

Цели и задачи аутстаффинга персонала
И аутсорсинг, и аутстаффинг персонала используются в следующих базовых целях:
- для оптимизации налогообложения,
- снижения кадровых затрат,
- минимизации ресурсных и финансовых рисков и расходов.
В частности, аутстаффинг позволяет решить различные базовые задачи. Среди них:
- экономия денег при расчете единого социального налога;
- снижение административных расходов на расчет зарплаты и ведение кадрового учета;
- обеспечение юридической защищенности в кадровых вопросах. Это особенно актуально при приеме на работу иностранных граждан либо если специфика сферы накладывает определенные требования к персоналу (например, наличие медицинских книжек у продавцов);
- возможность нанять сотрудников в регионах без открытия там собственных филиалов и официальных представительств;
- возможность оценить работу и профпригодность персонала, который пока не прошел испытательный период, без зачисления подобных сотрудников в штат;
- уменьшение численности штата (например, для того чтобы сохранить или получить определенную форму налогообложения), не теряя ценных специалистов.
Аутстаффинг мог применяться частными предпринимателями и любыми организациями, за исключением государственных. Наиболее часто данная система использовалась:
- магазинами и торговыми сетями различной направленности (для грузчиков, администраторов, кладовщиков, продавцов и прочих);
- заведениями общепита (для уборщиц, администраторов, барменов, посудомоек, официантов и т. п.);
- производственными предприятиями (для наладчиков, грузчиков, электриков, слесарей и многих других рабочих специальностей);
- дистрибьюторскими компаниями (для административного, офисного, торгового, складского персонала);
- организациями из сферы логистики (для складских рабочих, стикеровщиков, упаковщиков, комплектовщиков, грузчиков и т. п.);
- сельскохозяйственными предприятиями (для большинства административных и рабочих должностей);
- гостиницами, санаториями и пансионатами (для поваров, уборщиц, администраторов, горничных и другого персонала);
- компаниями из сферы услуг (для различных специалистов в сфере клининга, ремонта, химчистки и т. п.).
Аутстаффинг и заемный труд: изменения в законодательстве в 2016 году
Закон № 116-ФЗ, датированный 05.05.2014 и вступивший в силу с 01.01.2016, запрещает применение заемного труда. Указанный документ вводит в ТК новую статью 56.1, в которой устанавливается упомянутый запрет. В ней также содержится определение заемного труда. Под ним подразумевается работа, которую выполняет сотрудник по распоряжению своего работодателя под контролем и управлением лица (юридического либо физического), не являющегося прямым работодателем указанного специалиста. Закон вводит запрет на подобные услуги. С другой стороны, определенному кругу лиц он разрешает предоставлять свой персонал другим компаниям. К таковым относятся частные агентства занятости, прошедшие государственную аккредитацию, а также прочие организации, если они направляют работников юридическому лицу, являющемуся:
- аффилированным по отношению к стороне, которая направляет персонал;
- стороной акционерного соглашения с компанией-направителем;
- акционерным обществом, для которого направляющая компания выступает в роли участника соглашения об осуществлении прав, подтвержденных акциями данного АО.
Таким образом, с 2016 г. предоставление труда персонала между неаффилированными юридическими лицами будет являться незаконным, а также значительно сокращаются возможности найма работников со стороны по схеме аутстаффинга или аутсорсинга. Порядок аккредитации агентств занятости (АЗ) регламентируется постановлением № 1165 Правительства РФ, датированным 29.10.15. Форма ежегодного отчета, который должен предоставляться аккредитированным частным АЗ, утверждена приказом Минтруда РФ № 265 от 30.05.16. Кроме аккредитации и прочих юридических и организационных аспектов, в сфере аутстаффинга и аутсорсинга персонала внедрены следующие требования к лицам, желающим предоставлять подобные услуги:
- уставной капитал размером от 1 миллиона рублей;
- отсутствие задолженности по сборам, налогам и прочим платежам;
- отсутствие у руководителя АЗ судимости за преступления, совершенные в экономической сфере или против личности;
- наличие у руководителя АЗ высшего образования в области трудоустройства и стажа в этой сфере (минимум 2 года за последнюю трехлетку).
Закон также вводит ограничения на предоставление персонала по системе аутстаффинга либо аутсорсинга в следующих целях:
- для замены работников, участвующих в забастовках;
- выполнения производственных задач при простое, режиме неполного рабочего дня или проведении процедуры банкротства на предприятии-заказчике;
- замены персонала, отказавшегося от выполнения поставленных задач.
Остается актуальным запрет пользоваться аутстаффингом или аутсорсингом персонала:
- для замещения должностей в сферах, подпадающих под лицензирование (например, в фармацевтике);
- выполнения опасных либо вредных работ.
Частным агентствам занятости разрешается предоставлять персонал по схеме аутсорсинга или аутстаффинга:
- физическим лицам (не ИП) для помощи по дому, личного обслуживания;
- ИП и юрлицам для временного исполнения работы за сотрудников, которые числятся в штате, но отсутствуют;
- ИП и юрлицам для выполнения работ, связанных с временным (до 9 мес.) расширением объема услуг или выпуска продукции.
Преимущества и недостатки аутстаффинга персонала
Воспользовавшись услугами аутстаффинга персонала, можно получить следующие базовые преимущества:
- сокращение затрат на администрирование, ведение кадрового учета по персоналу. Аутстаффинг дает возможность избавиться от необходимости рассчитывать сумму налогов и осуществлять их перечисление по каждому сотруднику компании, оформлять соответствующие документы и отчеты;
- оптимизацию затрат на поиск персонала с нужным уровнем квалификации, удержание ценных работников, избавление от других проблем, касающихся набора специалистов в штат компании;
- возможность использовать квалифицированный персонал для выполнения сезонных работ без оформления людей в постоянный штат;
- уменьшение юридической и правовой ответственности за персонал, ведь подобные обязательства берет на себя компания, предоставляющая услуги аутстаффинга;
- отсутствие текучести кадров, проблем с заполнением так называемых непопулярных вакансий, что в целом улучшает и статистику, и функциональность компании;
- возможность применять упрощенную систему налогообложения даже в случае, если фактическая численность штата превышает установленную норму;
- избавление от проблем, касающихся проверок персонала со стороны компетентных органов (например, миграционной или санитарной службы).
С другой стороны, аутстаффинг несет и определенные минусы, наиболее существенные из которых следующие:
- риск нелояльного отношения персонала к компании, которая перестала быть их официальным работодателем;
- отсутствие возможности полноценно мотивировать работников, способствовать их профессиональному росту;
- вероятность того, что некоторые сотрудники, выведенные за штат по системе аутстаффинга, начнут недобросовестно относиться к своим обязанностям.
Существуют и определенные риски, которые связаны с законодательством, касающимся регламентирования аутстаффинговых услуг.
Типовой договор на услуги аутстаффинга
Договор аутстаффинга обычно содержит полную информацию о предоставляемых услугах по найму персонала, а также об обязанностях сторон. Согласно типовой форме, аутстаффер обязуется предоставить клиенту специалистов, имеющих необходимую квалификацию, для выполнения поставленных задач. При этом ведение кадровой документации, подготовка и отправка отчетов, предоставление социальных гарантий (выплата всех компенсаций и выплат) ложится именно на аутстаффера. Заказчик обязуется оплачивать его услуги, заранее оговоренная сумма указывается в документе.